|
SECRETS OF HOME THEATER & HIGH FIDELITY 2
Вступление (или «Новые динамики императора»)
Сюжет сказки «Новое платье императора» известен большинству наших читателей. Потрясающая история повествует о приключениях пары аферистов, которые убеждают императора в том, что они могут создать для него новые одежды, которые будут просто великолепными. Они не делают ничего особенного с прялкой, хотя при этом говорили императору, что они изобрели новую пряжу, которая настолько хороша, что только достойные могут увидеть и оценить ее. А когда же приходит время ткать ткань, то же самое объяснение дается пустому ткацкому станку. Я не буду вас утомлять, и просто скажу тем, кто не знаком с этой сказкой, что император покупает все, что шарлатаны говорят ему, и в конце он совершает ход через весь город голым, демонстрируя свои «новые» одежды, и никто не может признаться в том, что их не видно.
К сожалению, мир hi-fi недалеко ушел от стратегии маркетинга, при помощи которой портные императора продали ему воздух. Никто, на самом деле, не пытается выдать пустую коробку за динамик, но очень часто мы, потребители, верим преувеличенной стоимости товара при помощи баек о том, что это устройство было собрано с невероятной точностью так и так, эта и та часть сделана из прочного алюминия, компоненты изготовлены из титана, неодима или полимерного стекла, все объединено вместе при помощи «специальных» клеящих веществ из полиуретана и дополнено такими хорошими вещами, как «уникальные» отверстия и волноводы.
Все перечисленное выше верно, кроме того, нет ничего неправильного в том, чтобы расхваливать это в аннотации к продукции, до тех пор, пока мы храним в перспективе, сколько действительно нужно вложить в качественную работу, в какой области, и, помимо всего прочего, до какой степени.
В этом отношении M&K – это исключение из правил, поскольку они тщательно фильтруют сведения о своих продуктах. Вы можете прочитать в брошюре об особенностях устройства, но, если сравнить с это просто сухое перечисление фактов. Они очень любят говорить о целях качественной работы, и о том, как их можно достичь при помощи усовершенствования конструкции. Конечно же, динамик нужно изготовлять из «качественных составляющих», но его наличие не является гарантией чего-либо. Он стоит ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы проверить правильность утверждения, и чтобы понять его неверность. Возможно это потому, что M&K – крупная компания на профессиональном рынке, а BS – это просто пустая трата чернил.
О сателлитных акустических системах и сабвуферах…
M&K знает одну или две вещи о сателлитных акустических системах и сабвуферах, своего рода иконах звука домашнего кинотеатра. Ироничным здесь считается именно хронология развития событий. В ранних 70-х Кен Крайзель начал заниматься звукозаписью и очень много работал с органным материалом, который и побудил его заняться разработкой сабвуфера. В 1973 года Кена попросили разработать акустическую систему для звукозаписывающей студии Pretzel Logic, в результате чего он создал систему, которая включала в себя и сабвуфер. И поскольку новости разлетались быстро, то каждый хотел получить один из этих сабвуферов. В 1974 Кен и его партнер Джонас Миллер основали компанию M&K, первая линия продукции которой включала в себя высококачественные сабвуферы и пластинки, записанные по технологии «сразу-на-диск». Запомните, что это происходило за пять лет до того, как Dolby Stereo появился в кинотеатрах (1979), и практически за десять лет до того момента, когда он начал звучать из домашних кинотеатров. В 1976 при помощи доктора Лестера Филда M&K выпустила свою первую сателлитную акустическую систему, создав тем самым прецедент. Если не учитывать пару исключений, то практически все их разработки – это комбинации сателлитной акустической системы и сабвуфера. В 1977 M&K выпустили Satellite-1, динамик, который нес в себе особую дизайнерскую цель: контролируемое вертикальное рассеивание, что примерно через двадцать лет станет мандатом в рамках программы производства акустических систем для домашних кинотеатров THX.
Основной целью разработки сателлитных акустических систем M&K остается великолепный набор качеств: низкий уровень искажения, плоская амплитудно-частотная характеристика (поперек широкого окна), подходящий быстрый ответный сигнал и полноценный динамический диапазон.
Подумайте на мгновение об акустических системах M&K, которые в свое время считались образцовыми музыкальными динамиками, олицетворяющими собой те же самые принципы создания, которые мы теперь называем краеугольными камнями при создании акустических систем для домашних кинотеатров. M&K не запрыгнула в фургон домашних кинотеатров: они являются одной из лошадью, которая его тащит!
Любой, кто проследит за линией продукции M&K за последние несколько лет, может заявить, что они прокладывают себе путь вниз от того, что может быть названо динамиками образцового размера до более реального мира и доступных по цене устройств. Очень жаль, что естественным инстинктом потребителя является отношение к более дешевому продукту как к нечто второстепенному. С M&K меньшие по размеру и не такие дорогие модели, как великолепные тонкие динамики Xenon, или эти устройства К серии, все-таки сдаются, но это больше похоже на жертву прозрачного выходного сигнала/габаритной высоты, и в меньшей степени на жертву акустической точности. Посмотрите на это с другой стороны, маленькие, не такие дорогие динамики M&K намного больше, чем просто хорошие устройства, они просто для небольших помещений.
Назад к основам
Высокочастотный динамик и два средне/низкочастотных приводных устройства в запечатанном корпусе. Именно так. Никаких завываний в стиле фанки. Здесь 4-дюймовые конуса из полипропилена, а высокочастотный динамик – одно-дюймовый с мягким куполом и неодимовым магнитом. Неодимий очень часто отсутствует в брошюрах о динамиках, поскольку он является концом всему целому, когда на самом деле «характерное свойство» - это то, что позволяет производителю обмануть потребителя при помощи небольшого по размерам магнита, практически предпосылка к созданию корпуса, который такой же маленький, что и у устройств К серии. Чувствительные винтовые клеммы расположены высоко на задней панели устройства, кроме того, к устройству прилагается оборудование для настенного крепления. Конструкция и оформление просто безукоризненные. Единственная необычная вещь (при сравнении с другими торговыми марками, а не M&K) – это то, что на этих динамиках имеются мягкие прокладки из пены, которые окружают высокочастотный динамик со всех сторон.
Фронтальный защитный экран из пены, вместе с кроссовером со сфокусированной фазой, который мы рассмотрим позже, используется для улучшения внеосевой амплитудно-частотной характеристики динамика. M&K сообщает нам, что пена значительно улучшает внутриосевой ответный сигнал, и, в качестве дополнительной выгоды, значительно снижает дифракцию, хотя это и не основная причина ее использования. Эта особенная пена была отобрана после тщательной проверки более 100 комбинаций различных материалов. Суть заключается в том, что мягкие прокладки являются частью целой конструкции, а не «ерундой».
На частоте примерно 2,5 кГц высокочастотный динамик передает сигнал двум средне/низкочастотным приводным устройствам через кроссовер M&K со сфокусированной фазой. Сфокусированная фаза – это великолепный и запатентованный способ заявить о том, что они потратили очень много времени на разработку кроссовера, соответствующего стандартам качества компании. Особенностью является то, что кроссовер и приводные устройства образуют собой единое целое, и желаемый ответный сигнал достигается на пересечении горизонтальной и вертикальной оси, и это не просто квадрат в стороне от динамика. Высококачественные приводные устройства – это неотъемлемая составляющая хорошего динамика, что они не будут приносить пользу до тех пор, пока их не подключат правильно.
Поскольку эти два средне/низкочастотных приводных устройства помещены в запечатанный корпус, то они спокойно начинают спад с 80 Гц под углом второго порядка а-ля THX. Совпадение? Я так не думаю. Запечатанный корпус, помимо того, что он делает их идеальным для вездесущего кроссовера THX, обеспечивает невероятную защиту небольших приводных устройств. С переходником, установленным на 80 Гц, что, возможно, неправильно, уровни сигнала для меньших по размеру корпусов были скомпонованы и озвучены этими маленькими чудесными устройствами.
Наконец: «Настоящий» центральный динамик
Представьте на мгновение полностью горизонтальную акустическую систему D’Appolito, которая настаивает на так называемых динамиках центрального канала. Существует тысяча причин того, почему это конструкторское решение плохое, и некоторые производители говорили нам о том, что они используют его только потому, что он «выглядит симметричным». Однажды на выставке в CES Колин Миллер и я спросили одного производителя о том, какие шаги они предприняли для того, чтобы устранить общие проблемы для горизонтальной средне-высоко-среднечастотной установки их динамиков (самый знаменитый – будучи слегка взболтанными/отфильтрованными при помощи гребенчатого фильтра по направлению от фильтра), и тот парень на самом деле сказал нам: «Если это для вас так важно, просто поставьте его на край».
До тех пор, пока кто-нибудь с средне-высоко-среднечастотным центральным динамиком пойдет домой с плохим самочувствием, я должен сказать, что не всегда, но их можно заставить работать внутри подходящего горизонтального окна прослушивания. Когда мы поинтересовались у компании Paradigm относительно их нового динамика Studio/CC, они не только знали, о чем идет речь, они также представили некоторые объяснения того, что они выбрали совершенно новый дизайн, который заключался в использовании очень мощного высокочастотного динамика, которые может быть пересечен необычно низко (и чем ниже вы пересекаете, тем больше будет отклонение от оси диаграммы направленности, которое вам необходимо получить до того, как гребенчатая фильтрация станет серьезной.
Динамик M&K K-7 с правильно расположенным логотипом – это все, что нужно для создания заднего центрального динамика, которому неважно несимметричная форма его приводных устройств. Поскольку динамики были созданы из одного квадрата для получения ответного сигнала, как по горизонтальной, так и по вертикальной оси, расположенный внизу К-7 звучит не хуже, чем стоящий с краю динамик. В конце концов приводные устройства левых/правых динамиков зачастую являются ассиметричными так почему симметрия настолько важна для центра? Должно быть, это все те брошюры.
Что это? Даже вертикальное и горизонтальное рассеивание? Да. Подумайте об этом, когда THX выпустили свою спецификацию Select для динамиков, помимо простого понижения уровня необходимого выходного сигнала, они также устранили необходимость вертикального расположения динамиков, рационализация данного метода заключается в том, что в меньших по размеру комнатах динамики расположены намного ближе к нам, и вследствие этого мы получаем гораздо более направленный звук, на качество которого отражения от потолка не оказывают вредного воздействия. Устройства К серии унаследовали форму корпуса устройств M&K THX Select, благодаря чему мы получили невероятно универсальный динамик, качество работы которого не зависит его размещение.
Такой простой, но он действительно работает
Большинство поклонников домашних кинотеатров были на Интернет-форумах и наблюдали жаркие споры… Я имею в виду… дебаты по поводу акустических систем объемного звучания: дипольные или прямые излучатели. А не можем ли мы получить все это сразу? Разве мы не можем просто сделать динамик, в котором есть и то, и то? Подождите! M&K уже сделал это.
К-4 – это первый из недавно сделанных M&K динамиков, в котором используется их трипольная конфигурация, и на самом деле, он такой простой, как и его звучание: дипольный и прямой излучатель в одном корпусе. Спереди у нас есть высокочастотный и низкочастотный динамики (те же самые приводные устройства, что и в К-7), на каждом из боков находится 4-дюймовое полнофункциональное приводное устройство, пара, которая находится не в фазе друг с другом. На самом деле, я терпеть не могу думать о вызове дизайну в получении более приятного ответного сигнала на протяжении всей сферы излучения, но M&K все-таки сделали это. И снова для этого технологического достижения M&K использует свой дизайн кроссовера со сфокусированной фазой. Дипольный компонент, на самом деле, не достигает противоположного конца спектра частот, демонстрируя естественным спадом амплитудно-частотной характеристики на экстремальных значениях, при этом он целенаправленно начинает свое понижение при частоте 300 Гц, ниже которой фронтальное среднее низкочастотное приводное устройство воспроизводит все басы. Таким образом, по сути своей трипольный – это обычный динамик с «достаточным» компонентом для своего звука.
Такие уверенные, они отображаются сеткой на приводном устройстве
Вы никогда не перепутаете приводное устройство сабвуфера M&K: их белый логотип, отпечатанный при помощи трафарета на пылезащитном колпачке, является просто невероятной частью маркетинга (он выглядит действительно классно). В дополнение к логотипу, хотя любой может просто прочитать надпись «Познайте глубокие басы». Для того чтобы перефразировать многочисленные словарные значения, слово «discover» означает «Заметить или узнать что-то впервые, особенно при попытке это сделать». Смысл логотипа/фразы в том, что если вы не слышали басы M&K, это значит, что вы не слышали «глубокие басы». Очень смелое утверждение, но не безосновательно.
V-75 – на малой стороне, поскольку сабвуферы наступают. Если рассуждать более подробно, то это одно 12-дюймовое приводное устройство в запечатанном корпусе с ручкой регулировки усиления, изменяемой низкочастотной настройкой и фазовым переключателем. Входы линейного уровня и уровня динамикой, конечно же, предоставляются вместе с обычным удобным устройством автоматического выключения. В течение очень долгого периода времени люди жаловались на отсутствие компании, занимающейся производством составляющих для усилителей сабвуферов, и M&K, возможно из-за жалоб своих отделов маркетинга, является самой честной и консервативной, чем большинство подобных компаний. «75 Вт» не впечатляют. Но когда вы поймете, что их начальный уровень сабвуфера THX Ultra составляет 150 Вт, то вы начнете превращать это в перспективу. Даже если именно эта модель усилителя будет расположена на меньшей по размеру стороне, вы его точно услышите. Как и во всех усилителях M&K, в V-75 имеется схема увеличения габаритной высоты, которая удерживает только ту часть сигнала, которая находится за пределами частотного диапазона системы, в качестве процесса, противоположного компрессии входного сигнала.
Пока я нахожусь в уверенности относительно того, что M&K захотят, чтобы я сделал простое заявление, что их сабвуферы являются единственными стоящими устройствами в мире, я пойду немного дальше и скажу, что остальные модели, которые обладают некоторым сходством с продуктами M&K, очевидно, обладают одним и тем же элементом конструкции: все это запечатанные акустические системы, которые не обладают никакими отверстиями (или те, которые используют пассивные излучатели). По поводу обновлений по поводу того, что именно предлагает дизайн фазоинвертора и по какой цене, вы можете прочитать в великолепной статье Колина Миллера. Все правильно, наличие отверстий в корпусе динамика может принести кучу выгодных последствий. При помощи одинаковых характеристик вы можете спуститься вниз на треть октавы при помощи порта, но в этом случае ответный сигнал вашей системы свалится с воображаемой скалы. Для одиночного динамика это практически всегда является вполне приемлемым компромиссом, что можно пронаблюдать на примере быстрое увеличение количества конструкций с отверстиями. В случае с сабвуферами, однако, компромисс становится гораздо меньше черным и белым. Я не хочу делать какие-то технические умозаключения, но из-за несвязанного обобщения, в то время, пока в сабвуферах в запечатанных корпусах спад частотной характеристики начинается немного выше, они при этом сохраняют глубокий, очень глубокий выходной сигнал. Все сделано правильно, комнатное усиление может просто компенсировать этот спад, а взаимодействие акустических характеристик комнаты и сабвуфера может в своей сумме достичь плоского ответного сигнала на частоте 20 Гц.
По настоятельной просьбе Колина я попросил у M&K не один, а два сабвуфера V-75. Если в комнате есть один «подходящий» угол для сабвуфера, то в нем можно разместить множество сабвуферов, либо, исходя из благоразумия, просто купить один качественный сабвуфер. Нет никакого секрета в том, что за стоимость этой пары потребитель мог бы купить один из сабвуферов M&K 150 MK II THX Ultra и, несомненно, получить более качественную акустическую систему с великолепными басами. Джей Джей приобрел M&K MX-5000THX, который он прикрепил к стене, поскольку мы постоянно спрашиваем о том, можем ли мы ее забрать себе. Но иногда у вас может не быть всей суммы сразу, а постоянно увеличивающаяся система является великолепным преимуществом. Интересно, а что если в комнате нет такого «идеального угла для сабвуфера»? В подобных ситуациях подойдет пара сабвуферов, всего делов-то…
В моей комнате, как видно из разнообразных продолжительных экспериментов и измерений, есть два подходящих для сабвуфера места: передний правый угол и задний правый угол. Задняя часть помещения обеспечивает самый высокий упорядоченный пакетный обмен (комнатное усиление), но что-то меньше, чем плоский, и сабвуферы пытаются стать более заметными с акустической точки зрения при их размещении именно там. Фронтальная позиция, эффективность которой составляет 6 дБ, более плоская. С одним V-75 в каждом месте и небольшой тонкой настройкой уровня и низкочастотного фильтра заднего устройства, я получил практически идеальный ответный сигнал внутри комнаты.
А звук? Позвольте мне выйти и рассказать об этом.
Эта установка с отдельной и простой модификацией размера комнаты – самое лучшее, что я когда-либо слушал, и ее стоимость лишь немного завышена. Период. Ничто, и я на самом деле имею в виду ничто, не звучало плохо. Все, что я помещал в систему, звучало просто потрясающе.
Это позволяет мне сделать вывод, что устройства К-7, К-4 и сабвуферы являются такими же нейтральными, какими их только можно услышать. Хотите некоторые подробности?
Высокие частоты воспроизводятся очень детально без какой-либо резкости, резонансов или яркости. Они великолепно звучат без задержки и ограничений. Качество изображения просто сумасшедшее. Голоса и инструменты звучат естественно, естественно, естественно! Агрессивный голос Аманды Маршалл гладкий как шелк. Yo Yo Ma, смикшированая с Бахом, с акустической точки зрения была чем-то вроде религиозного песнопения. Здесь нет никаких отклонений при горизонтальном перемещении позиции для прослушивания горизонтально, равно как и при увеличении громкости до нереальных пределов. «Образцовый уровень воспроизведения»? Вы можете поспорить об этом, и вы не почувствуете никакого дискомфорта, который причиняли мне остальные динамики, и я уже потерял надежду понять образцовую концепцию уровня звучания устройства. Это пробудило во мне любопытство: уровни упорядоченного пакетного обмена практически одинаковы, так почему же эти динамики не звучали на максимальной громкости, как остальные подобные устройства? У меня есть несколько великолепных идей…
Во-первых, их приводные устройства разработаны таким образом, чтобы они могли высвобождать огромные количества мощности. Кажется, что M&K очень пристальное внимание уделяет разработке корпусов, которые обеспечат низкие уровни искажения на высоких уровнях, таким образом, на этих уровнях вы не получите той гармоничной энергии, которая позволит отрегулировать баланс спектра для того, чтобы сделать звук более пронзительным на небольшой громкости. Другой особенностью является то, что они используют безжелезные индукторы, но вы не видите их хвастливые характеристики в рекламных проспектах. Pro Market признает и ожидает это.
Я не мог пойти еще дальше и заявить, что M&K является единственной компанией, которая может этого достичь. Хотя те комментарии, которые я делаю по поводу этих динамиков начального уровня, соответствуют тем характеристикам, которые были даны уважаемыми представителями прессы в прошлом по поводу их более высококачественных и профессиональных моделей динамиков, одалживая веру в сентиментальность, что цели, преследуемые при разработке данных динамиков, последовательно достигаются и улучшаются, вне зависимости от «начального уровня» и «образцовости».
Что касается трипольных устройств, они просто работают. Вместо традиционного дипольного размещения, например, слева и справа, я поставлю их высоко в задних углах, проецируя 450 в комнату. Это сделано для получения невероятно потрясающей комбинации направленного и рассеянного звука. 5.1 звучание композиции Стинга «Brand New Day» обеспечивает мощное использование окружных динамиков, а желаемый эффект (такой или нет) был удачно представлен К-4. И теперь в той же манере, были обновлены изысканные сигналы «Das Boot» 5.1, не притягивая внимания к себе, как обычно и происходит в случае с однополюсными динамиками.
Что касается сабвуферов: они были густыми, гладкими, латентными и скрытыми. Любое критичное прилагательное вы расцените как положительное. Великолепное линейное воспроизведение совершенно нового рекламного ролика THX (“Rain”) оказало не слишком большую нагрузку на сабвуферы, глубокие ноты воспроизводились с апломбом. Продвигая их за пределы практичности, стены дома должны были вибрировать до того, как пара устройств начала демонстрировать любое заметное искажение, и именно на данном временном отсеке было трудно резонанс от стен и какие-либо недостатки выходного сигнала сабвуфера. Честно говоря, пара динамиков могла быть слишком мощной для комнаты данных размеров, но невероятно – они взаимодействовали друг с другом ровно! (Замечание редактора: Нет такого понятие, как убить при помощи сабвуферов) Пара V-75 получила, в течение определенного интервала, самый плоский комнатный ответный сигнал любой системы сабвуферов, которую мне довелось честь прослушать. Меня пугает мысль, что же пара сабвуферов MK-150 от этой компании сделает в комнате больших размеров.
Я хочу взять мыльницу всего на секунду и напомнить всем: вы не можете «слышать» 20 Гц! Если вы якобы можете, то все, что вы воспринимаете – это искажение, а не точные звуки. Низкий предел в 20 Гц – это сенсация, а не звук. К сожалению, большинство потеряло контакт с этой простой истиной и просто рутинно пропускают через такой хороший сабвуфер, как M&K, поскольку каждый последующий в демонстрационном зале звучит громче, будь это шум от отверстий в корпусе, внутренний резонанс или просто превышение возможностей динамика. Не позвольте вас обмануть. Проверьте измерение упорядоченного пакетного обмена. V-75, с угловой нагрузкой, делает эти 20 Гц, и делает это чисто. В саундтреке к фильму «Профессионал» имеет место повторный толчок, который использовался для получения напряжения, которое, при идеальных условиях, можно почувствовать, а не услышать. Попробуйте это как-нибудь.
Завершение
Ну, вот и все. Это акустическая система, которая способна наполнить звуком небольшие (приблизительно 1500 ft3) помещения за такую небольшую цену. Я люблю M&K, и не буду вас нагружать более выразительными прилагательными и потрясающими фразовыми оборотами, а просто посоветую вам найти дилера M&K на разумном расстоянии от вас и узнать, что же такое настоящий hi-fi звук и настоящие глубокие басы. Сейчас!
Автор: Брайан Флориан
|