История Новости Продукты Статьи Гарантия

Логика управления басами


НАБЛЮДЕНИЯ Кена Крайзеля

Зачем использовать отдельный сабвуфер?
Почему бы просто не купить 5 тяжелых динамиков?

Инженеры, занимающиеся микшированием многоканального аудио (Stereo, Dolby Surround, 5.1 Dolby Digital, DTS и другие форматы объемного звучания) сталкиваются с бесчисленными проблемами при попытке точно отследить сложный и динамичный материал, а также определить, как он будет звучать в определенной среде воспроизведения. Эти вопросы включают в себя также воспроизведение 5, 6, 7 или большего числа каналов полноценного аудио, плюс дополнительный канал низкочастотных эффектов (LFE), каждый из которых обладает полосой пропускания до 20 Гц или ниже, с очень высоким динамическим диапазоном, получая, таким образом, плотный ответный низкочастотный сигнал от всех каналов на всей протяженности области мониторинга аппаратной комнаты.

Любой студийный дизайнер скажет вам, что для микширования стерео звука очень важно, чтобы левый и правый контрольные динамики, когда они находятся в определенном студийном положении, должны демонстрировать практически идентичный ответный низкочастотный сигнал, при измерении с местоположения преобразователя частоты. Не менее важным является данное условие и при работе с многоканальным микшированием. Точное уравнение низкочастотного диапазона и решения по микшированию очень трудновыполнимы, если невозможны, до тех пор, пока все 5.1 или больше каналов не будут демонстрировать одинаковый ответный низкочастотный сигнал на месте расположения преобразователя частоты.

Из-за неизбежных комнатных режимов, пять или больше правильно расположенных полнофункциональных динамиков, (даже в самой идеально разработанной студии) будут демонстрировать невероятно разные низкочастотные характеристики на месте микширования. Это особенно верно для очень важного динамика центрального канала. Отклонения от 10 до 20 дБ могут быть замерены на частотах ниже 80 Гц.

Когда басы от всех каналов перенаправляются в один ПРАВИЛЬНО расположенный сабвуфер, тогда каждый по отдельности и все многочисленные каналы демонстрируют идентичный ответный низкочастотный сигнал на позиции прослушивания и обеспечивают удивительное покрытие практически в любой аппаратной комнате. Просто установленная система управления басов накладывает электронный низкочастотный кроссовер (обычно 80 Гц) на все каналы, и перенаправляет низкочастотные сигналы ниже 80 Гц от каждого канала в обычный сабвуфер.

Еще одной хорошей причиной использования системы управления басами в аппаратной комнате является то, что даже самый дорогой потребительский декодер Dolby Digital, который имеется в миллионах домов, имеет встроенную систему управления басами, позволяя, таким образом, басам от всех каналов подпитывать один сабвуфер. Кроме того, все системы домашнего кинотеатра THX используют систему управления басами при частоте 80 Гц. Осуществление мониторинга вместе с четким управлением басов в профессиональной аппаратной комнате обеспечивает правильное проецирование записи в окружающую среду «домашнего кинотеатра», а также в большие по размеру помещения, например кинотеатры.

Благодаря объединению тщательно разработанного акустического спада низкочастотного диапазона всех основных динамиков, включая динамики объемного звучания, и настройка его относительно электронной схемы, имеющейся в современных ресиверах, упомянутых выше, которые уже имеют встроенную электронную схему Dolby, THX и DTS, M&K достигает все теоретические выгоды от фильтра четвертого порядка Линквитца-Рили. Кроме того, для дальнейшего создания цельной системы с управляемыми басами мы используем во всех наших динамиках и сабвуферах только запечатанные корпуса без каких-либо отверстий, устраняя, таким образом, фазовые аномалии, которые можно наблюдать на примере динамиков в корпусах с отверстиями, и которые, в свою очередь, могут повлиять на гладкость передачи сигналов на разделительном фильтре с управляемым басами.

Очень важно понять, что управление басами является функции системы мониторинга, и ни в коем случае не оказывает влияния на сам микс. Полночастотное музыкальное содержание задается или согласовывается вокруг комнаты при помощи обычного консоля, Digital Audio Workstation (DAW), или же программных операций относительно разнообразных необходимых субъективных месторасположений, например левое, центральное, правое, левое боковое и так далее. Это полночастотная музыкальная информация, в соответствии с расположением канала каждого динамика, обычно хранится на пленке, жестком диске и т.д.

С точки зрения психоакустики управление басами срабатывает потому, что механизм ухо-мозг не может определить направление на низких частотах, но определяет ключи направления при помощи гармоник низкочастотного звука. В процессе мониторинга, частоты ниже 80 Гц перенаправляются к сабвуферу. Частоты выше 80 Гц посылаются к определенному динамику. В процессе прослушивания наш слушательный механизм интегрирует звук в правильное пространственное изображение.

Управление басами одинаково подходит для всех форматов, от 2-канального стерео до 5.1 и так далее. В самом деле, существующие аппаратные комнаты, где осуществляется микширование 2-канального стерео, особенно с меньшими по размеру мониторами «почти-поле», расположенными на консоле, могут получать невероятную выгоду от правильной интеграции системы управления басами и сабвуфера; это возможно потому, что сейчас инженер может распознавать низкочастотные аномалии, вызываемые комнатным шумом, огромными микрофонными стойками, отрывистым дыханием и другими артефактами, которые в дальнейшем могут вызвать нежелательные последствия в радиотрансляции, фильме, процессе создания CD или DVD.

Когда миксы делаются для театрального представления, то иногда появляется необходимость использования дополнительного канала для дополнительных низкочастотных эффектов или усиления уже существующих басов. Этот канал называется LFE, или каналом низкочастотных эффектов/усиления. В окружающей среде комнаты контрольных испытаний канал LFE, или же когда он используется в миксе, контролируется тем же самым сабвуфером, который применяется для обычных (L, C, R, LS, RS) каналов. В домашней обстановке канал LFE при его декодировании на диск воспроизведения, суммируется с сигналом программного материала, с уже подкорректированными басами ниже 80 Гц, и затем посылается к коннектору сабвуфера. Сабвуфер домашнего кинотеатра как и сабвуфер для аппаратной комнаты, воспроизводит все ниже 80 Гц от всех 5 каналов объемного звучания и информацию LFE, если таковая существует.